Как устроена антиблокировочная система торможения (ABS)

     Иметь возможность вовремя затормозить — одно из условий, обеспечивающую безопасность как водителю автотранспорта, его пассажирам, так и другим участникам движения. Часто резкое торможение приводит к неуправляемому заносу, ведь не каждый автомобилист способен мгновенно сориентироваться и, быстро и правильно чередуя торможение с рулевым управлением, избежать движения юзом.

ABS

С этим отлично справляется антиблокировочная система торможениа — ABS. Ее предназначение — обеспечивать оптимальную тормозную эффективность, т.е. минимальный тормозной путь, сохраняя устойчивость и управляемость автомобиля.

       Систему образуют датчики скорости, которые устанавливаются на колесах; управляющие клапаны, располагаемые в основной тормозной системе; блок управления. Последний, получая и интерпретируя сигналы датчиков, управляет клапанами, при этом чередование торможения с активацией руля может происходить со скоростью до нескольких десятков раз в секунду, а тормозной путь сокращается.

Как это происходит поэтапно? Во время торможения ABS определяет скорости, с которыми вращаются колеса. Если вращение одного из них замедляется и грозит блокировкой, клапан в тормозной магистрали ограничивает усилие на это колесо. Когда скорость вращения начинает превышать скорости других колес, снова включается торможение. И так происходит многократно до полного выравнивания автомобиля. Но это лишь в том случае, если система установлена и настроена правильно, иначе она может не попросту не сработать или сработать не вовремя. А момент срабатывания системы ABS водитель может определить по возникновению пульсации педали тормоза.

Разновидности

        Антиблокировочные системы торможения бывают одноканальные, двухканальные и многоканальные. При одинаковом сцеплении всех четырех колес с дорогой достаточно будет одноканальной системы, но во время движения по неоднородному покрытию, в случаях попадания одним или двумя колесами на обледенелую поверхность, гравий или в лужу, более эффективной будет многоканальная система.

            Несмотря на свои явные достоинства и неоспоримую роль в обеспечении безопасности движения, система ABS имеет (впрочем, как и все в этом мире) свои недостатки. На некоторых поверхностях, таких как сыпучий грунт, песок либо сплошная гладь льда система может не только не упростить, но даже и затруднить торможение. Для этого на некоторых автомобилях эту систему делают отключаемой, снабжают датчиками определения дорожного покрытия и специальными алгоритмами торможения на «трудных» поверхностях.

        Но есть еще и психологический аспект. Не стоит думать, что наличие ABS гарантирует 100%-ную надежность. Все-таки за безопасность движения отвечают не прогрессивные технологии, а водитель с его способностью адекватно и своевременно оценивать обстановку на дороге.